Как понять, нужен ли ребенку логопед

Когда пора к логопеду?

Некоторые родители умиляются, когда ребенок смешно коверкает слова, а некоторые паникуют из-за того, что он в два года не выговаривает «рыбу»‎. Кто-то откладывает поход к специалисту до поступления малыша в первый класс, а кто-то мчится к логопеду сразу же после того, как ребенок произнес первые фразы. Как же правильно? Когда стоит бегом бежать к логопеду, а когда можно успокоиться? И главное, что предпринять, чтобы идти к логопеду и вовсе не пришлось? Попробуем разобраться.

 

Чтобы понять, когда обращаться к логопеду, надо знать, как формируется речь ребенка. Звуки приходят в речь постепенно в зависимости от сложности их произношения. Например, звуки [а], [о], [э], [п], [б], [м] ребенок начинает говорить уже в 1-2 года. Гласные и согласные посложнее [и], [ы], [у], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [й] появляются в речи в 2-3 года. А в 3-5 лет ребенок начинает произносить свистящие звуки [с], [з], [ц] и шипящие [ш], [щ], [ж], [ч]. Самые сложные звуки для детей обычно [л] и [р], и их выговаривать начинают в 5-6 лет. 

Это нормальное развитие ребенка, которое важно учитывать при оценке его речи. Не переживайте, если в 3-4 года ребенок плохо произносит [л] и [р]. Просто подождите до 5 лет, возможно, все наладится само собой. Если нет — тогда и пойдете к логопеду. 

Как правильно проверить речь ребенка

Логопед на слух может определить, какие звуки не даются малышу, и назначит специальные упражнения для развития фонематического слуха и формирования правильного произношения. А как маме еще до обращения к врачу понять, где именно проблема?

Проверьте естественную речь ребенка

Проверьте, как ребенок произносит шипящие [ш], [щ], [ж], [ч], свистящие [с], [з], [ц] и звонкие непарные [л], [р], [й] в естественной речи. Можно попросить его рассказать стишок или историю. Слушайте внимательно, не поправляя.

Детально проверьте речь ребенка по словам

Чтобы проверить речь ребенка более тщательно, вам пригодятся карточки с картинками. Подбирайте их так, чтобы сложный звук, который вы проверяете, находился в слове в разных позициях: в начале, середине и конце. 

Например, вы можете собрать такой комплект картинок:

1. Для проверки шипящих:

  • шишка, шапка, карандаш;
  • щетка, плащ, ящик; 
  • черепаха, печка, мяч, бочка;
  • жук, ёжик, ножик.

2. Для проверки свистящих:

  • собака, косички, автобус;
  • семь, гусь, гусеница;
  • зонтик, ваза, глаз; 
  • зебра, зеркало, корзина;
  • цапля, огурцы, заяц, яйцо.

3. Для проверки звонких непарных:

  • лампочка, белка, стул;
  • лес, телевизор, соль;
  • рыба, шарик, помидор; 
  • рис, огурец, снегирь;
  • чайник, трамвай, лейка.

Иногда бывает так, что ребенок коверкает слова. Тогда попросите его произнести проблемный звук отдельно. Если ребенок произносит правильно — все в порядке, просто нужно немного потренироваться произносить слова и фразы с этим звуком.  

Проверьте речевые органы

Иногда правильному произношению звуков мешают дефекты развития речевых органов: уздечки языка или мышц языка и губ. Например, если у ребенка короткая уздечка языка, то он просто физически не сможет приподнять язык к верхним зубам и выговорить звук [л].

Если у ребенка ослаблены мышцы языка и губ, то он не сможет вытянуть губы трубочкой, высунуть язык (кончик языка будет дрожать или уходить в сторону), дотронуться кончиком языка до уголков рта.

Когда идти к логопеду нужно незамедлительно

Как проверить, нужно ли идти к логопеду

Итак, вы проверили речь ребенка по списку выше. Как понять, что является нормой, а что нет?

Если ребенок говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук». Если у ребенка появилось искажение некоторых звуков — например, «картавое» [р] , «шепелявые» [c], [з], «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком [ж], [ш]. Все это — повод не откладывая записаться к логопеду. 

Чем раньше вы начнете работу над дефектами речи, тем легче их будет исправить. Иначе неправильное произношение звука закрепится в речи ребенка на несколько лет и вместо небольшого курса у логопеда, вы будете ходить к нему целый год.

Надо ли идти к логопеду, если кажется, что все хорошо

Логопеды рекомендуют проверить речь ребенка у специалиста, когда малышу исполнится четыре года. Причем независимо от того, видите ли вы проблему или нет. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. 

Второй визит к логопеду нужен перед первым классом школы, когда речь ребенка уже должна полностью сформироваться. Это нужно, так как родитель по незнанию может пропустить какие-то дефекты. Своевременное выявление проблем речи — залог того, что их получится быстро исправить. 

Что можно сделать для профилактики проблем речи у ребенка

С детьми не просто нужно разговаривать, важно делать это правильно. 

  1. В 1-2 года ребенку предлагайте повторять легкие слова: «мама»,‎ «папа»‎, «няня»‎, «ляля»‎, постепенно повышая уровень сложности слов. 
  2. В 2-3 года разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Предлагайте договаривать слова или целые строки в стишках или потешках.
  3. В 4-5 лет можно читать вместе книжки и обсуждать прочитанное.
  4. Во время всего дошкольного возраста, когда идет формирование речи ребенка, необходимо регулярно выполнять артикуляционную гимнастику. Она развивает правильные и точные движения языка. Видео с артикуляционной гимнастикой очень много на YouTube, вы точно найдете то, что понравится вам и малышу. Вот одно из таких видео.
  5. Постарайтесь сами говорить правильно и четко. В дошкольном возрасте у ребенка формируется фонематический слух — это одна из основ будущей грамотности ребенка. Именно поэтому ребенку так важно слышать правильную, хорошо артикулированную речь.

Итак, что нужно запомнить:

  • Звуки приходят в речь ребенка постепенно: от легких к сложным. Поэтому не стоит паниковать, если в четыре года ребенок плохо говорит звук [р]. Возможно, через год-два все наладится само собой. 
  • Чтобы более конкретно понять, есть ли у ребенка проблемы с произношением, нужно провести проверку речи в естественных условиях, детальную проверку по словам и проверить органы речи.
  • Если выявились проблемы с произношением звуков — не затягивайте с походом к логопеду. Чем раньше вы начнете заниматься, тем скорее получите результат.
  • Логопеды рекомендуют приводить к ним малышей в возрасте 4 лет и перед школой, даже если кажется, что проблем нет. Специалист или подтвердит вашу уверенность, или выявит дефекты на ранней стадии и даст рекомендации.
  • Для профилактики речевых проблем у детей можно делать специальные упражнения. 

Если у вашего ребенка есть затруднения в произношении некоторых звуков или вы хотите для профилактики показать его логопеду, на Kleokids можно найти хорошего онлайн-специалиста по любым критериям.

Комментарии

Отзывы

Понравилась статья?
Поделитесь впечатлениями с другими читателями
Написать отзыв

Сообщения не найдены

Написать отзыв